tim_hmelev: (Default)
[personal profile] tim_hmelev
забавно, я не знал (надеюсь, не знал, потому как было бы еще более досадно, если по обыкновению уже забыл), что тот зловеще-вишневый порфир, которым луи висконти покрыл гробницу наполеона, был подарен франции николаем первым.. о чем, как выяснилось по ходу дознания, упомянул еще теофиль готье в своей книге о россии.. тем же порфиром - шокшинским, карельским, - о чем упоминает и автор "эмалей и камей", оказывается, были декорированы (и едва ли не в том же году, что и саркофаг наполеона) внутренние стены и пилоны исаакиевского собора, равно как и лестница перед его иконостасом.. из одного карьера камушки..

"волшебник французской словесности", как подобострастно именовал готье бодлер (расхожим, впрочем, в те времена обращением ко всякому литературному кумиру), имел удовольствие любоваться исаакием зимою и описал его ни больше, ни меньше как видение небесного иерусалима.. не преминув при этом иронично отозваться о его явном эклектизме..

завораживающее, надо сказать, чтение, сочетание превосходной арт-журналистики и рафинированного романтического слога.. конечно, путевые заметки о россии дюма-старшего куда более живые, у дюма просто образчик увлекательной антропологической публицистики, с сюитами русских физиономий, трактиров и придорожных канав.. но у готье сюжет выбран узко, русское художественное наследие, о нем в европе так серьезно, пожалуй, еще никто не писал, и готье, умница, чего уж там, основательно пропахал поле, в общей сложности около двух лет в поздне-николаевской россии оттарабанил..

что же касается самого текста его исследования, то готье, как мне кажется, счастливо наследует слогу и стилю - такой особенной, писательской, но ничуть не дилетантской манере говорить об архитектуре и живописи - стендалю и стендалевским "путешествиям по италии".. такое же вот сочетание частых по-искусствоведчески добросовестных и - si ça vous dit - технически корректных перечислений всевозможных архитектурных и строительных деталей, фиксированных даже еще более скрупулезно, чем у стендаля, и в то же время - беллетристического в лучшем смысле таланта разглядеть в сумме объемов, материалов и пропорций черты иным невидимые, в духе мандельштамовского "адмиралтейства", дара, которого зачастую стыдится классическое искусствоведение, порой, наверно, справедливо упрекая литераторов в какой-нибудь этакой спекуляции метафорами и в слишком вольном заигрывании с демонами аналогий.. да нет, ну о чем мы, холера, искусствоведы могут в легкую ранжировать литератора и поэта - среди всех тех, кто так или иначе имеет смелость, потребность или профессиональную необходимость что-то говорить о предметах искусства, - ниже само собой не только сакрального музейного смотрителя, но и ниже всякого простодушного профана, заглядывающего в национальные пинакотеки лишь по инерции туристического must see..

ну, мы в гробу, конечно, уже все искусствоведение видели, нам на это, как водится, решительно плевать: то есть, если на одной чаше весов аскетический гений винкельмана, то ок, ребята, не вопрос, на другой у нас тогда обмороки стендаля и иллюминации готье.. а в последних между тем натурально есть что-то от репортерского ремесла.. хоть бы и со всей их романтической неврастенией, "покорной сладким ароматам".. вот это желание готье, равно как и умение, увидеть и описать строение с разных ракурсов, с разных улочек, в разное время суток, оно подкупает особенно.. и его не-боязнь увидеть это всякий раз красиво.. (я, кстати, думаю, любовь к камням у тех же наших, к примеру, мандельштама с гумилевым, она вот положительно от готье, они из его поэтического котелка отхлебнули по полной.. а вот в прозе у кого эту любовь найти?.. в нашем литературном времени я это умение нахожу только у моего нежно любимого фернандеза, такого охренительного чувства и понимания городского ландшафта - будь то петербург, неаполь или захолустный румынский городишко - я не встречал больше ни у кого).. то есть эти до звона в ушах банальные, по меркам даже нынешних провинциальных газет, какие-нибудь такие выспренние метафоры, вроде "симфонии из гранита, мрамора и бронзы", что запросто дозволяет себе теофиль, они как-то и не режут совсем слуха, можно даже не делать поправку на девятнадцатый..

ну да, и вот эти ракурсы готье, с их подчеркнутым, холера, вниманием к переменам света, не удивлюсь, если клод моне взялся за свои "интерпретации" руанского собора, начитавшись "сокровищ русского искусства".. собственно, молодой моне приехал на арт-заработки в париж чуть ли не в том же году, когда готье вернулся из россии.. готье свой опус, впрочем, так и не завершил, а если бы и сподобился, читать его чаще не стали бы, факт.. и если честно, мне, напротив, нравится, что готье так и не окончил "сокровища".. теплое чувство.. кто читал "дети ренессанса", тот, возможно, поймет почему..
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.
Page generated Jul. 21st, 2017 12:41 pm
Powered by Dreamwidth Studios